17 февраля Председатель Правительства России Владимир Путин провел в Новосибирске совещание о повышении эффективности госуправления с помощью информационных технологий. Совещание проходило в формате круглого стола между высшими должностными лицами правительства и представителями крупнейших игроков отечественного ИТ-бизнеса. Со стороны государственных руководителей во встрече участвовали министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр финансов Антон Силуанов, полпред президента в Сибирском федеральном округе Виктор Толоконский, губернатор Новосибирской области Василий Юрченко, мэр Москвы Сергей Собянин. В ходе открытой дискуссии представители информационно-технического сообщества делились своими предложениями по вопросам оптимизации деятельности органов власти и формирования комфортных условий взаимодействия государства и общества посредством использования информационных технологий, а также поднимались вопросы способов поддержки со стороны государства отечественных инновационных и высокотехнологичных компаний. Среди различных тем на совещании основное внимание было уделено вопросам внедрения информационных технологий в системе государственного управления, переход к электронному межведомственному взаимодействию и построению системы «электронного правительства». Именно этим задачам Владимир Путин уделил особенно значительную часть своей вступительной речи. В. Путин: «В целом речь идёт о построении эффективного, современного государственного механизма управления, ориентированного на запросы граждан, на интересы общества и национальной экономики. Для решения всех этих задач мы и переводим органы власти на новые, высокотехнологичные формы работы, создаём отраслевые и межведомственные системы электронного взаимодействия. Особое место в оптимизации сферы госуправления занимает такой масштабный проект, который называется «электронное правительство», и этот проект сейчас внедряется на всей территории нашей страны на всех уровнях власти». Далее премьер подробно остановился на проблемах электронного межведомственного взаимодействия в различных регионах РФ. В. Путин: Особое место в оптимизации сферы госуправления занимает такой масштабный проект, который называется «электронное правительство», и этот проект сейчас внедряется на всей территории нашей страны на всех уровнях власти. Напомню, что с 1 октября прошлого года на электронное взаимодействие перешли все федеральные органы, все ведомства. Теперь при оказании более чем 330 госуслуг чиновники не вправе требовать от граждан справки или документы с информацией, которая уже есть в других федеральных ведомствах и федеральных базах». Не случайно к обсуждению этой важной государственной задачи была приглашена компания «Электронные Офисные Системы». ЭОС является лидером в сфере автоматизации документооборота в органах государственной власти и участвует в проектах организации системы межведомственного электронного взаимодействия, а также построения системы оказания электронных госуслуг. В связи с этим, закономерно, что представлять данную тематику был приглашен Председатель Совета директоров ЭОС Владимир Баласанян. В своем докладе Владимир Баласанян выделил основные направления, которые необходимо развивать в сфере электронного госуправления. В. Баласанян: «Уже два десятилетия во всем мире идет переход от бумажного к принципиально более эффективному электронному документообороту, как внутри организаций, так и в обществе в целом. Именно доля электронного документооборота считается важнейшим показателем уровня развития электронного государства. У нас - внутри многих организаций работа с документами уже давно ведется в электронном виде, но между органами власти, с предприятиями и гражданами документооборот до сих пор бумажный. Ключевая задача ближайших лет – создание в государстве единой инфраструктуры для прозрачного прохождения электронных документов между всеми субъектами документооборота. Точно так же, как это произошло с финансовыми транзакциями. Это позволит не только моментально доставлять документы адресатам. Властные структуры смогут самым эффективным образом контролировать процесс реализации принятых решений в реальном масштабе времени – насквозь, от высших органов власти до органов местного самоуправления, а граждане получат возможность контролировать процесс получения государственных услуг и саму деятельность государственного аппарата». Затем руководитель ЭОС осветил новейшие тенденции развития документационного пространства. В. Баласанян: «В последние годы сделаны важнейшие принципиально важные и последовательные шаги для создания технической основы такого документационного пространства. Это прежде всего решение о переходе к использованию облачных технологий. Это означает, что для того, чтобы воспользоваться, например, системой электронного документооборота, достаточно подключить настольные и мобильные компьютеры организации к удаленным вычислительным мощностям с уже установленным на них программами. Это существенно сокращает расходы ведомств, но, самое главное, позволит получить доступ к таким программам органам местного самоуправления, которые, как правило, не имею возможности развивать собственную компьютерную инфраструктуру». Как известно, внедрение автоматизированных средств управления, в том числе в государственных структурах часто тормозится инертностью непосредственных исполнителей, привыкших работать по-старинке. И с этой проблемой зачастую удается справиться только проведением последовательных волевых решений руководства. С этим хорошо знакомы представители коммерческого бизнеса и эту же политику берет сегодня на вооружение высшее руководство страны. Владимир Баласанян вынес ряд предложений по усилению государственного регулирования: «Сегодня государство должно решить следующую группу проблем – унификации и стандартизации всего, что связано с электронными документами, поскольку документы должны свободно циркулировать в обществе. Необходимо унифицировать и объединить все государственные СЭД, выработать единые форматы хранения и представления электронных документов, обеспечить их юридическую значимость и сохранность. Для этого как никогда нужно усиление регулирующей роли государства с целью создания единой государственной системы электронного документооборота и архива. К сожалению, очень медленно идет отказ от бумажных документов и все оборачивается дублированием. 12 февраля 2011 года распоряжением Правительства 176-р был утвержден план по переходу ФОИВ на безбумажный документооборот. В соответствие с этим распоряжением в 2011 году ведомствами были утверждены перечни документов, создание, хранение и использование которых должно осуществляться в электронной форме. Однако на практике перехода на использование электронных документов не произошло. Предлагаю нормативно запретить ведомствам осуществлять создание, хранение, отправку и прием документов из этих перечней на бумажных носителях или в виде электронных копий бумажных документов. Это был бы очень серьезный шаг как для построения электронного государства, так и для развития ИТ-отрасли». На совещании также активно обсуждались меры по оказанию поддержки со стороны государства отечественным ИТ-производителям. В этой связи Владимир Баласанян обратил внимание на проблему использования удаленной рабочей силы: «Еще одно предложение, связанное с деятельностью ИТ-компаний. В настоящее время все более широко используется форма организации труда, когда сотрудники работают удаленно, например, дома, используя персональные компьютеры и интернет. Однако сегодня в нашем законодательстве, в т.ч. в трудовом и налоговом, отсутствует понятие удаленного (дистанционного) работника. Решение этого вопроса имело бы также большое социальное значение, поскольку создало бы условия для появления новых рабочих мест в местах постоянного проживания наших граждан – без необходимости приезжать или переезжать в крупные города, в которых, как правило, расположены предприятия». |